Горный Турклуб МГУ ^ На список отчетов

<-физико-географическая характеристика района Оглавление техническое описание перевалов ->

Запланированный план-график маршрута

Дата Участки маршрута L,км Hmax м Hноч м h, м Tl, ч Th, ч T, ч
02.08 Приезд в Алма-Ату. Оформление регистрации. Завезти заброску на перевал Б. Талгарский. Оставить лишние вещи и на концевой морене ледника Богдановича и спуститься с заброской в долину реки  Левый Талгар. 10.6 3160 2500 +1020
-610
3.5 3.5 7.0
03.08 Подъем на перевал Малый Талгарский, встреча всей группы - ледник Богдановича. 10.6 3500 3500 +1000 3.5 3.5 7.0
04.08 Радиальное восхождение на пик Комсомола по южному гребню (2А, 4376 м) 1.8
(3.6)
4376 3500 +880
-880
1.0 3.0 7.0
05.08 Перевал Пионер (1Б, 3870 м). Подход под перевал Седло Туюксу. 3.6 3870 3480 +500
-500
1.0 2.0 4.0
06.08 Перевал Седло Туюксу (3А, 4210 м). Спуск до места впадения ручья Туристов в реку Левый Талгар. 8.3 4210 2850 +730
-1360
3.0 2.5 8.0
07.08 Спуск по долине Левого Талгара до Солнечной поляны или Альпийской Розы - где будет переправа. 5.9 2850 2500 -350 2.0   2.0
08.08 Дневка   2500 2500        
09.08 Подъем по ручью Фрунзе на ледник Фрунзе под перевал Безбожник. 3.4 3800 3800 +1300 1.5 4.0 7.0
10.08 Перевал Безбожник (2Б, 4200 м) - ледник Стальского. 2.8 4200 4100 +400
-100
1.0 1.0 4.0
11.08 Перевал Кишкине (2Б, 4200 м) - спуск на ледник Шокальского - концевая морена в месте слияния всех его трёх ветвей. 4.7 4200 3300 +100
-900
1.5 1.0 4.0
12.08 Ледник Крошка - обход нижнего ледопада подъем в верхний цирк под перевал Ак-Тюз. 6.2 3800 3800 -400
+900
2.0 3.0 7.0
13.08 Перевал Ак-Тюз (3А, 4390 м) - верхнее плато ледника Корженевского. 1.3 4400 4400 +600 0.5 2.0 6.0
14.08 День запаса              
15.08 Восхождение на вершину Талгар Главный по Ю-В гребню с ледника Корженевского (3А, 5017 м). 4.1
(8.2)
5017 4400 +900
-900
3.0 3.0 8.0
16.08 Траверс: перевал Суровый (4300 м) - вершина Бивуачная (4415 м) - перевал Бивуачный (4250 м) - вершина 4500 м - перевал Ак-Гюль (4460 м) - вершина Ак-Гюль (4600 м) - перевал Ак-Гюль Южный (4460 м) - вершина 4562 м - перевал Белый (4500 м) - всего к.т. 5.8 4600 4500 +500
-500
2.0 2.0 6.0
17.08 Радиальное восхождение: траверс Белый Пик (4622 м) - Иссыктен-Чоху (4685 м) - всего к.т. 1.9
(3.8)
4685 4500 +300
-300
1.0 1.0 6.0
18.08 Спуск с перевала Белый на язык ледника Богатырь - ледник Джусанды-Кунгей - подход под перевал Новосибирцев. 6.7 4500 3900 - 900
+300
2.0 1.0 3.0
19.08 Перевал Новосибирцев (2А, 4250 м) - ледник Джусанды-Кунгей Вост. - долина реки Джангарык - язык ледника Джангарык Южный. 8.9 4250 3430 +350
-980
+160
3.0 1.0 4.0
20.08 Перевал 70 лет Октября (2А, 4330 м) - ледник Чон-Кемин - озеро Джасык-Кель. 18.2 4330 3120 +900
-1210
6.0 3.0 9.0
21.08 День запаса              
22.08 Дневка на озере Джассык-Кель.   3120 3120        
23.08 Перевал Наука (2А, 4240 м) - долина реки Чон-Аксу - подход к перевалу Ильича. 10.6 4240 3380 +1120
-860
3.5 3.5 7.0
24.08 Перевал Ильича (1Б, 4200 м) - долина реки Орто-Долонаты - место разветвления ручьев. 12.3 4200 2480 +820
-1720
4.0 3.0 7.0
25.08 Поселок Бозтери. Автобус. Отъезд в Бишкек. 10.3 2480 1640 -840 3.0   3.0
26.08 Утренний самолет в Москву. Дневной поезд в Москву.              

Выполненный план-график маршрута

Дата Участки маршрута L, км Hmax м Hноч. м h, м
02.08 Приезд в Алма-Ату. Завезти заброску на перевал Б. Талгарский. Оставить лишние вещи и на концевой морене ледника Богдановича и спуститься с заброской в долину реки  Левый Талгар. 6,6 3200 2420 +275
-780
03.08 Подъем на перевал Малый Талгарский и Б. Талгарский, встреча всей группы. (6,6) 3200 3200 +900
04.08 Радиальное восхождение на пик Карлытау по северному гребню, с перевала Комсомол (1Б, 4100 м) 4,3
(6,3)
4100 3570 +940
-530
05.08 Перевал Пионер (1Б, 3870 м). Подход под перевал Седло Туюксу. 4,8 3870 3570 +300
-480
+88
-28
+120
06.08 Перевал Седло Туюксу (3А, 4120 м). Спуск до ручья Туристов. 2,7 4120 3530 +550
-590
07.08 Спуск по долине Левого Талгара до Солнечной поляны. 7,5 3530 2660 -870
08.08 Дневка. Взятие заброски 2,6
(5,2)
2660 2660  
09.08 Подъем по ручью Фрунзе на ледник Фрунзе под перевал Безбожник. 4,1 3630 3630 +970
10.08 Перевал Безбожник??, траверс гребня до перевала Стальского через пик Фрунзе. (2Б, 4430 м) 2,9 4430 4395 +800
-35
11.08 Траверс гребня до перевала Кишкине (4200 м), восхождение на пик Кишкине (1Б, 4320) - спуск на ледник Шокальского, подход к ущелью - повороту к перевалу Актюз 7,2 4320 3030 -160
+86
-1290
12.08 Ледник Крошка - обход нижнего ледопада подъем в верхний цирк под перевал Ак-Тюз. 3,7 3777 3777 +747
13.08 Перевал Ак-Тюз (3А, 4400) - верхнее плато ледника Корженевского. 2,8 4400 4260 +620
-140
14.08 Восхождение на вершину Талгар Главный по Ю-В гребню с ледника Корженевского (3А, 4975 м). 2,0
(4,0)
4975 4260 +715
-715
15.08 Траверс: перевал Суровый (4300 м) - вершина Бивуачная (4415) - перевал Бивуачный (4250) - вершина 4500 м - перевал Ак-Гюль (4460) 5,0 4490 4470 +200
-52
+124
-86
+45
-20
16.08 Вершина Ак-Гюль (4600 м) - перевал Ак-Гюль Южный (4460 м) - вершина 4562 м - перевал Белый (4500 м) всего к. т
Радиальное восхождение: траверс Белый Пик (4622 м) - Иссыктен-Чоху (4701 м) - всего к.т.
3,7
(5,6)
4701 4500 +130
-155
+208
-104
+155
-201
17.08 Спуск с перевала Белый. 2.6 4500 3840 -660
18.08 ледник Джусанды-Кунгей - перевал Новосибирцев (2А, 4350 м) - ледник Джусанды-Кунгей Вост. 9,6 4440 3825 -320
+920
-525
19.08 Долина реки Жангырык - язык ледника Жангырык Южный. 7,9 4005 4005 -475
+655
20.08 Перевал Вершинный (2А, 4490 м) - 70 лет Октября (2А, 4340 м) - ледник Чон-Кемин - озеро Джасык-Кель. 11,6 4490 3180 +525
-1270
21.08 Дневка на озере Джасык-Кель.   3140 3140  
22.08 Перевал Наука (Джасык-Кёль) (2А, 4140 м) - долина реки Чон-Аксу - подход к перевалу Ильича. 10.6 4140 3375 +1000
-860
23.08 Перевал Ильича (1Б, 3915 м) - долина реки Четки-Долонаты - место разветвления ручьев. 6,4 3915 3372 +540
-543
24.08 Поселок Бостери. 17.6 3372 1640 -1732
25.08 Отдых на Иссык-Куле.        
26.08 Утренний самолет в Москву. Дневной поезд в Москву.        

Комментарии к выполнению план-графика.

В целом, мы придерживались запланированного графика движения. Большая часть отклонений от него была непринципиальна, происходила из-за непогоды/отсутствия видимости. Запасных дней было достаточно, чтобы свободно варьировать плюс-минус полдня, не пытаясь нагнать график в случае отставания. Отклонения в процессе прохождения были следующие:

  1. После того, как мы отнесли заброску в долину реки Левый Талгар и вернулись на место ночевки, было решено в тот же день не подниматься наверх, под перевал Пионер, как было запланировано (хотя время еще было), чтобы смягчить акклиматизацию участников, приехавших из Москвы.
  2. На следующий день (4 августа) с утра лил дождь, видимости не было, поэтому на восхождение на пик Комсомол не пошли, вышли под перевал Пионер в середине дня, а во второй половине дня, уже поставив лагерь, пошли налегке на ледник Богдановича, чтобы подогнать еще раз снаряжение и набрать высоту для акклиматизации. Установив себе контрольное время для поворота обратно, не торопясь, дошли до перевала Комсомол и поднялись с него на вершину Карлытау (15 минут от перевала). Конечно, это далеко не равноценная замена интересному восхождению на пик Комсомол, фактически лишь подход к началу запланированного маршрута на пик, но, в качестве привыкания к высоте (и просмотра долины, ведущей под перевал Фрунзе), сделать это было полезно.
  3. Не получилось сквозного прохождения перевала Безбожник. Материалов по нему не было, мы наметили по топографической карте наиболее логичное его местонахождение (исходя из объявленной высоты (4200 м) и характера перевала (ледовый), седловина читалась однозначно (см. схему 2)). Подъем не вызвал проблем (снежно-ледовый, около 2А), а вот спуск с перевала оказался потенциально опасным: ледовые нависания шли практически по всему пути спуска, который к тому же до конца не просматривался. Мы прошли налегке, траверсируя гребень, до следующей возможной седловины (осыпной с юга). Спуск с неё показался чуть проще (по крайней мере, ледовых нависаний меньше), но так же плохо просматривался. Подъем же на наш следующий перевал Кишкине выглядел камнеопасным. Поэтому было решено траверсировать гребень между перевалами Безбожник и Кишкине, тем более что нам это рекомендовали при защите маршрута (в случае, если не будете успевать), а имеющиеся материалы и предварительный просмотр с пика Карлытау подтверждали, что гребень не очень сложный и вполне проходимый, что и подтвердилось.
  4. При траверсе гребня от перевала Суровый к перевалу Белый из-за севшей непогоды пришлось остановиться чуть раньше запланированного, непосредственно под пиком Ак-Гюль. Оставшийся участок траверса и запланированное восхождение на Иссыктен-Чоху были пройдены на следующий день.
  5. Из-за непогоды, отсутствия видимости, спуск с перевала Белый пришлось начать в середине дня (впрочем, это оказалось неплохо, так как отдохнули от предыдущего, физически тяжелого дня). Поэтому в этот день лишь спустились с перевала, заночевали на морене под ледником, не стали подходить под перевал Новосибирцев.
  6. При прохождении перевала 70 лет Октября [8.12] возникли проблемы с нахождением перевала в связи с некоторыми разночтениями, имеющимися в литературе. Сразу отметим, что мы прошли перевал точно там, где и намечали и абсолютно в том месте, где он обозначен на схеме В. Вуколова (см. схему 1, перевал 72). Конечно, нам надо было бы внимательнее читать классификатор и описание Вуколова, тогда стало бы понятно, что южная ветвь ледника Жангырык и ледник Южный Жангырык это разные ледники, а название ледник Кемин на схеме В.Н. Вуколова далее в тексте описания не встречается, он фигурирует в книге [10] как южная ветвь ледника Жангырык или ледник 74. Впрочем, мы вовсе не пожалели о том, что полностью прошли ледник Южный Жангырык от его языка до перемычки, разделяющей ледники Жангырык и Южный Жангырык, поскольку ледник очень красивый, со своеобразным ледовым рельефом. Но мы были очень удивлены, обнаружив наш перевал, с характерной ледовой стеночкой, внизу, под нами, с другой стороны от перемычки. Тот же перевал, на который мы поднялись, это перевал Вершинный (также 2А) (первопрохождение Вуколовым В.Н. в 1990 г, отчет 5340 библиотеки МГЦТК). Об этом мы узнали, к сожалению, уже в Москве, так как ни на каких схемах перевал не обозначен и нам не пришло в голову искать данные по нему.
  7. Все остальное было пройдено точно по графику.
<-физико-географическая характеристика района Оглавление техническое описание перевалов ->

Copyright © Горный турклуб МГУ