Горный Турклуб МГУ ^ На список отчетов

<- назад к описанию траверса Оглавление вперед к описанию перевала Белый->

Восхождение на пик Иссыктен-Чоху через пик Белый.

Категория трудности
Высота4700 м
Характеркомбинированный
Спускпо пути подъема
Координаты по GPS43-3-11 77-20-50

Прохождение: 16 августа 2006 года. Описание даётся от перевала Белый. Тур на вершине пуст, по пути сняты записки с двух седловин перевала Иссыктен-Чоху (между ними больше километра): группы туристов г. Томска (клуб "Амазонки") от 13.08.06 (4 человека, 4 к.с., руководитель Неудахин В.А., м/к 0-50-06) (седловина западнее пика Белый). С пика Белого снята записка той же группы от того же числа (13.08.06). С седловины восточнее пика Белый, под самой вершиной записка первопроходцев (?) перевала Иссыктен-Чоху  группы Новосибирских туристов т/к "Ювента" от 02.09.96 (6 к.с., руководитель Жигарев О.Л.)
Необходимое снаряжение: комплект личного специального снаряжения, каски, ледорубы, кошки, основная веревка, ледобуры, ледовый инструмент, ледобур-самосброс, петли, вспомогательная веревка (кевлар), может потребоваться комплект закладок.

Погода во время прохождения: с утра ясно, ветер, днем и вечером переменная облачность, с юга грозовые тучи.

Вершина Иссыктен-Чоху является одной из самых высоких вершин района. По некоторым данным [8] вторая по высоте вершина, судя по классификатору вершин [3] вторая или третья (после вершины ГУВВО). Пик находится несколько "в стороне" от популярных маршрутов, сведений о восхождениях на неё, кроме книги В. Степановой, у нас не было. Вершина со стороны смотрится красиво (фото 114, 115), кроме того, восхождение на неё, судя по описанию, требует применения не только ледовой техники, но и скальной. В классификаторе указано два маршрута на Иссыктен-Чоху: 3Б по северо-восточному гребню и 4А траверс с перевала Суровый через вершины Акгюль, Белый пик на ледник Корженевского. Однако, судя по описаниям из книги Степановой, при подобном прохождении траверса есть два ключевых участка: скалы северо-восточного гребня (3Б) и западный скальный гребень перед началом подъема на вершину. Исключив спуск на ледник Корженевского, мы предположили, что сложность восхождения будет 3А.
На восхождение выходим всемером (2 связки-двойки, связка-тройка), Шабалин Д. остается в лагере на седловине перевала Белый.
По снежному склону крутизной 10-15° идем в сторону верхнего края мульды, затем, практически по горизонтальному участку (снег до 5-10°), за 25 минут подходим под взлет. С гребня кажется, что это и есть пик Белый, однако, это лишь предвершина. По 70-метровому снежно-ледовому склону крутизной до 45° поднимаемся на неё, забирая чуть влево по ходу (фото 116). Спустившись с него по снежному склону крутизной до 25°, придерживаемся его центральной части, обходя большие разломы с северной стороны гребня (фото 117). Подходим под вершинную башню пика Белый: на него ведет 100-метровый склон, крутизной до 40° в верхней части (фото 118). С правой по ходу стороны гребня идет цепочка скал. Поднимаемся с попеременной страховкой, отдыхаем на разрушенных скалах на вершине. Высота 4650 м, координаты 43-3-18 77-20-2. От лагеря мы поднялись на пик за 50 минут. Отсюда одна связка-двойка (Комаров Д. и Ханкин В.) поворачивает обратно в лагерь, связка-тройка (Васькин С., Зеленцова Е., Егоров Л.) и вторая связка-двойка (Гладкий И., Карпов О.) продолжают восхождение на Иссыктен-Чоху. Спуск с пика Белый проходит по снежному гребню крутизной до 30° (фото 119, 120). Гребешок в верхней части узкий, поэтому идти по нему трудно, идем по снежному склону с южной стороны. За 15 минут спускаемся на снежную седловину под пиком. Здесь находим первую записку (туристов из Томска), в которой говорится, что это перевал Иссыктен-Чоху. Высота 4570 м, координаты 43-3-14 77-20-11.
После этой седловины начинается ключевой участок восхождения прохождение скального участка гребня с 8 жандармами (фото 121). (Хотя нам показалось, что ярко выраженных жандармов 5, остальные не столь характерны и "сливаются" друг с дружкой). Каждый из них проходится (либо обходится) по-своему. Будем придерживаться той же нумерации жандармов, что и в книге В. Степановой, то есть обратной для нас.
Восьмой жандарм (первый для нас) обходится по снегу с севера, седьмой и шестой жандармы проходим "в лоб", с одновременной страховкой, закладывая веревку за выступы. Подойдя к пятому жандарму, просматриваем несколько вариантов прохождения. Наиболее логичным кажется тот, который и рекомендуется в описании: обход справа по ходу, с юга. Используем технику "связка по связке". Спускаемся на 20 м по разрушенным скалам, обходим жандарм по осыпной полке, затем поднимаемся на 40 м по снежно-ледовому склону крутизной до 35° (наверху под скалами нашелся лед достаточной толщины, чтобы можно было вкрутить ледобур). На четвертый жандарм поднимаемся по комбинированному западному гребню (лед, скалы) крутизной до 40°. Спуск с него идет по ледовому кулуару вдоль скал с северной стороны гребня, и приводит к подножью очередного, третьего жандарма. Возможно, через него можно перелезть (скалы с его западной стороны крутые, средней сложности, с востока более пологие, по-прежнему не простые, монолитные), но, поскольку мы спустились уже достаточно низко, решаем обойти его с севера. При этом приходится траверсировать ледовый склон, крутизной до 45-50°, 50 м. Вешаем на этом участке перила (фото 122). Последний в сплошном гребне, второй жандарм, проходим "в лоб" по скалам, с переменной и одновременной страховкой, спускаемся на седловину перед вершиной, обходя по снегу первый жандарм. Здесь находим тур с запиской первопроходцев перевала Иссыктен-Чоху (впрочем, обе седловины выводят на юго-восток в одну и ту же осыпную долину, с очень симпатичным озером по центру). Высота 4546 м, координаты 43-3-14 77-20-26. В окружении скал находится небольшое озерцо-лужа. Прохождение участка гребня с жандармами заняло у нас 2 часа.
Под вершину подходим, траверсируя пологий в верхней части снежный гребень, крутизна которого, однако, к северу резко увеличивается (и, как было видно с пика Талгар, заканчивающегося ледовыми сбросами в нижней части). Снег здесь глубокий, начинаем проваливаться по колено, встречаются небольшие трещины. Большой ледовый разлом обходим по его нижнему краю, переходим по снежному мосту в его восточной части (фото 123).
На вершину начинаем подниматься по снежному ребру крутизной до 30°, которое выводит в мульду. Отсюда поднимаемся по снежно-ледовому склону до 40° прямо под скалы гребня, а затем по ним выходим на вершину (фото 124) (50 минут от последнего жандарма). Вершина Иссыктен-Чоху с севера имеет вид трапеции: между двумя скальными выходами (западным и восточным) лежит снежный гребешок. По нашим ощущениям, высшая точка середина этого гребешка (фото 125). Высота восточной вершины 4690 м, координаты 43-3-13 77-20-43, высота западной вершины 4701 м, координаты 43-3-11 77-20-50. Мы сходили и на восточную, и на западную башни вершины, тур не нашли, хотя на западной была пустая банка. Подъем на восточную башню проходит также  по скалам, умеренно разрушенным. От западной до восточной вершины мы дошли за 20 минут. Погода начинает портиться, поэтому не задерживаемся здесь долго, возвращаемся по пути подъема. Траверс проходим примерно тем же путем, только 1 и 2 жандармы обходим по льду с севера (1 веревка перил, 50 м), а на восьмой жандарм поднимаемся с востока, по снежному кулуару до 30°, затем по скалам. На спуске с обоих взлетов пика Белый одна связка провешивает перила, другая проходит с попеременной страховкой. Возвращаемся засветло (фото 126). Путь назад занял у нас 3 часа 30 минут, шли практически без остановок, отдыхая на точках. (Путь туда, до восточной вершины, мы прошли за 5 часов общего времени, с привалами, перекусом).

Восхождение на Иссыктен-Чоху, несомненно, наиболее сложный (и, пожалуй, наиболее интересный) участок нашего маршрута. При его прохождении пришлось задействовать весь арсенал личной техники, использовать разные тактические приемы. Чередующиеся участки снега, льда, скал, разной протяженности и крутизны не позволяют расслабиться на всем протяжении восхождения. В данном случае исключался вариант возвращения по простому пути, сложный участок пришлось проходить дважды.




<- назад к описанию траверса Оглавление вперед к описанию перевала Белый->

Copyright © Горный турклуб МГУ