Горный Турклуб МГУ ^ На список отчетов

<- назад к списку участников   Оглавление  вперед к характеристике района -> 

Выбор района путешествия. Построение маршрута.

Заилийский Алатау был выбран нами для похода по разным причинам. Во-первых, только два человека из группы раньше бывали здесь, да и то давно, в 1999 году. В последние годы нас останавливало, в основном, решение организационных вопросов при планировании походов здесь: очень дорогие билеты из Москвы до Алма-Аты (существенно дороже, чем до Бишкека), довольно высокая стоимость услуг на все, начиная с официальной регистрации, транспорта, платы за пребывание в заповеднике; необходимость обязательно иметь загранпаспорта, невозможность получить регистрацию заранее, а лишь по приезду в город, при предъявлении оригинала паспорта и миграционной карты, невозможность построить маршрут с выходом к Иссык-Кулю из-за необходимости пересекать Казахско-Киргизскую границу вне постов перехода, слухи о нестабильной ситуации, о случаях грабежа туристов пастухами на киргизской стороне (в долине реки Орто-Долонаты). В этом же году мы, наконец, решились. Хотя, надо сказать, что по-прежнему, организационная сторона занимает в Казахстане больше сил и денег, чем в Киргизии, хотя, может быть, мы просто воспользовались услугами не той фирмы (один факт, что, пока мы ехали в поезде (3 дня), заранее согласованные прямо перед отъездом, по телефону, цены на услуги возросли в 1,5 раза говорит о многом. Мы воспринимаемся как "обеспеченные иностранцы", что, конечно, приятно, но, увы, далеко не всегда соответствует истине :)?

С точки зрения же походов, Заилийский и Кунгей Алатау - замечательные районы. Необыкновенно живописные места, разнообразная природа: от пустынь и полупустынь предгорий до вечных снегов, особенно запоминается лесная зона с удивительными тянь-шаньскими елями, пышное разнотравье альпийских лугов. Множество самых разных озер, мощные реки. И, конечно, величественные вершины. Огромное разнообразие перевалов от н/к до 3Б, возможность совершать восхождения от простых до сложнейших привлекают сюда и туристов и альпинистов. Высоты перевалов значительные: простые перевалы (1А-1Б) в среднем имеют высоты 3500 - 4000 м, более сложные, как правило, 4000-4300 м (хотя это, конечно, зависит от их местоположения, так перевалы района пика Талгар достигают высот 4800 - 4950 м). Поэтому район может рассматриваться с точки зрения высоты как промежуточный между более низкими Кавказом, Алтаем и высокими Среднеазиатскими горами: Памиром, Центральным Тянь-Шанем. Пребывание на высоте, прохождение протяженных ледников, снежно-ледовый характер перевальных седловин - интересно не только само по себе, но и позволяет готовиться к походам в "высокий" Тянь-Шань, Памир, и получать хороший походный опыт в районе не столь автономном.

При построении нашего маршрута было намечено несколько точек, которые обязательно хотелось посетить, перевалов, вершин, на которые хотелось подняться: живописная долина Левого Талгара, красивое, относительно несложное восхождение на пик Комсомол, редко посещаемый туристами район пика Безбожник (переименованного в 2000 году в пик Рождества Христова), перевал Актюз - сложный, протяженный и сравнительно безопасный, пик Талгар, высшую точку района и пик Иссыктен-Чоху - вторую (или третью по другим источникам) по высоте вершину района, на которую, из-за её удаленности от альплагерей, поднимаются крайне редко, туристы на неё раньше не ходили. Кроме того, интересно было пройти редко посещаемые перевалы Белый и Новосибирцев, никакой информации по которым в доступных источниках мы не нашли, пройти ледник Южный Жангырык, интересная форма поверхности которого осталась у нас в памяти еще после походов 1999 года, когда мы видели его со стороны. Естественно, обязательно хотелось пройти через озеро Джасык-Кёль - жемчужину района, интересно было посмотреть цирк с перевалами прямо над озером, который, судя по топографической карте, не выглядел слишком сложным. Всю свою программу мы выполнили полностью (кроме восхождения на пик Комсомол и сквозного прохождения перевала Безбожник).

Маршрут строился следующим образом: заехав на канатной дороге на перевал Большой Талгарский, мы оставляли двоих человек на перевале со снаряжением и едой на первое кольцо, остальные, взяв заброску, спускались вниз, в долину Левого Талгара, где и ночевали (этим, отчасти, решалась проблема резкого набора высоты и необходимости ночевки сразу на 3000 м). С утра, отнеся заброску на "Альпийскую розу", с легкими рюкзаками возвращались обратно, на перевал Большой Талгарский. Изначально планировалось в тот же день подойти на морены под перевалом Пионер, однако, уже подъема на перевал нам хватило, и, чтобы не форсировать начавшуюся акклиматизацию, было решено остаться здесь, хотя светового времени хватало. Далее был запланирован радиальный выход на пик Комсомол, который, однако, не состоялся из-за дождя в первой половине дня. Во второй половине дня мы, не торопясь, пошли продолжать акклиматизацию на перевал Комсомол, поднялись на него и на вершину Карлытау.Такое плавное начало позволило полностью акклиматизироваться и оставшиеся 2 перевала этого кольца - перевал Пионер (1Б) и перевал Седло Туюксу (3А) были пройдены легко и успешно.

Спустившись к заброске и отдохнув на дневке, мы с новыми силами продолжили маршрут.

Вторая, основная часть маршрута, была линейной, продолжалась 17 дней, проходилась без забросок и была насыщена техническими препятствиями: начиналась с исследования района пика Безбожник, траверса через вершину Фрунзе к перевалу Кишкине (2Б), после этого, на пике набранной формы проходились подряд наиболее сложные препятствия: перевал Актюз (3А), восхождение на пик Талгар (3А), траверс от перевала Суровый до перевал Белый (2Б), восхождение на вершину Иссыктен-Чоху (3А). После этого общая напряженность маршрута изменялась в сторону упрощения сложности перевалов, с одновременным увеличением проходимого километража (плюс отсутствие описаний на эту часть маршрута). Были пройдены перевалы Белый (2А), Новосибирцев (2А), Вершинный +70 лет Октября (2А). Спустившись к озеру Джасык-Кёль, мы отдохнули на дневке. Погода позволяла, усталость еще не накопилась, поэтому мы отправились на первопрохождение перевала Наука (Джасык-Кёль) (2А) и вышли в "цивилизацию" через перевал Ильича (1Б). Маршрут получился логичный, достаточно напряженный и интересный.

Вариантов аварийных выходов на Заилийском Алатау и Кунгей Алатау много, люди здесь близко. Практически в любой момент можно было отказаться от прохождения препятствия, заменив его более простым, или отказавшись от его прохождения (например, от восхождения на вершины).

В этом году были проблемы с покупкой обратных билетов на поезд. Билетов из Алма-Аты на нужное число не было даже за 45 дней. Поэтому те участники, которые не собирались лететь, и которым возможно было возвращаться в начале сентября, вынуждены были добираться в Москву сложным путем с пересадкой в Актобе и с двумя днями ожидания там. В результате один из участников (Васькин С.) даже брать обратный билет не стал, выезжал из Бишкека, заплатив проводнику, "на третьей полке", с пересадкой (правда, не на московском поезде, в котором проводники не берут "зайцев", а на екатеринбургском). Двое других участников (Ханкин В. и Шабалин Д.) выезжали через Алма-Ату, с пересадкой в Актобе, там, правда, дожидаться своего поезда не стали, взяли билет на ближайший проходящий поезд, а свои билеты потом в Москве сдали (это тоже надо иметь в виду: деньги за билет отдают там, где вы его покупали, а там, где вы его сдаете, только ставится отметка). С обратным вылетом самолетом проблем нет, но это существенно дороже :(.

Билет же на поезд из Бишкека в свободную продажу вполне официально поступал за 2 недели!!! Взять групповой билет можно было примерно за месяц. Столкнувшись с этой проблемой, мы попытались объединиться с другой группой из МГУ (руководитель - Добрушина О.), совершавшей поход 3 к.с. в том же районе, однако ребята заканчивали поход раньше нас на несколько дней. Поэтому участникам Карпову О., Гладкому И. и Егорову Л., которым было принципиально вернуться в Москву до конца августа (работа, экзамены в аспирантуру), пришлось заканчивать поход раньше. Чтобы успеть на поезд, они, после спуска с перевала Белый, спустились по реке Юго-Восточный Талгар к реке Жангырык и через простой перевал Кугантор (1А) вышли в поселок Семеновку, откуда переехали в поселок Бостери, где и встретились с группой О. Добрушиной. Вплоть до перевала Кугантор с ребятами поддерживалась связь по рации. Самое напряженное, что о том, будут у них обратные билеты или нет, ребята узнали уже в походе, после встречи с Олиной группой, поскольку обратные билеты были куплены всего за день до отъезда "троечной" группы, а до того ситуация была "подвешена" (мы же в этот момент были кто уже в горах, кто в поезде, поскольку начинали поход раньше).

<- назад к списку участников   Оглавление  вперед к характеристике района -> 

Copyright © Горный турклуб МГУ