Горный Турклуб МГУ ^ На список отчетов

Клуб туристов Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова

ОТЧЕТ

о походе 1 с эл. 2 к.с. по Киргизскому хребту (Тянь-Шань)

проведенном с 22 июля по 2 августа 2004 года


г.Бишкек - ущ.Чонкурчак -ур.Курчактор- пер. Зиг-Заг (1А,3500) - пер.Восточный (1А,3800) - пос. Кашка-Суу - а/л Ала-Арча - лед.Туюк - пер.Алтын-Тер-Ашуу (1Б, 4100) - ущ.Алтын-Тер - р.Аламедин - санаторий Теплые Ключи - Бишкек

Руководитель: Мартемьянов М.Г.
e-mail: mishagor@mail.ru

МОСКВА
2005

Оглавление



Справочные сведения о походе

в самое начало


Вид туризма:
горный
Район путешествия:
Киргизский хребет
Категория сложности:
первая
Количество участников: пять
Сроки проведения:
22 июля - 2 августа
Продолжительность маршрута:
12 дней
Протяженность маршрута:
80 км
Маршрут группы:
г.Бишкек - ущ.Чонкурчак -ур.Курчактор- пер. Зиг-Заг (1А,3500) - пер.Восточный (1А,3800) - пос. Кашка-Суу - а/л Ала-Арча - лед.Туюк - пер.Алтын-Тер-Ашуу (1Б, 4100м) - ущ.Алтын-Тер - р.Аламедин - санаторий Теплые Ключи - Бишкек
Максимальная высота:
4100 м (пер. Алтын-Тер-Ашуу)
Максимальная высота ночевки:
3900 м (на леднике Туюк)

Маршрут утвержден 1 июля 2004 г. МКК МГУ в составе: Назарова А.Н., Зеленцова Е.В., Зеленцов Д.Ю.

Участники похода

в самое начало

ФИО г. р. Опыт Обязанности
Мартемьянов Михаил Геннадьевич
1980 5ГУ Памир
руководитель, ремонтник
Ковач Роман Геннадьевич
1978 ПВД
снаряженец, фотограф
Кузнецова Наталья Сергеевна
1984 ПВД финансист
Ульдина Юлия Алексеевна
1982 ПВД
завхоз
Филиппова Наталья Вячеславовна
1981 4ГУ Кодар
медик, хронометрист


Графики движения

в самое начало

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ВЫПОЛНЕННЫЙ

Ход.
день
Участок маршрута
Дата
км
Dh
Dhрежим
Hноч
1
Прибытие в Бишкек - оставление заброски в а/л Ала-арча - заезд в ущелье Чон-Курчак до кошей - подъем в ур. Курчактор
22.07
4
+940
+940
3080
2 Пер. Зиг-Заг (1А, 3500) - р. Чон-Курчак
23.07
3
+490
+420
-400
+70
3170
3 Подход под пер. Восточный (1А, 3800) - тренировочнй выход на пер. Восточный (1А, 3800)
24.07
1.3
+270
+270
3440
4 Перевал Восточный (1А, 3800) - подход под перевал Кашка-Суу (1Б*, 3900) - разведка пер. Кашка-Суу
25.07
2.5
+440
+400
-340
+40
3540
5 р.Комсомолец - п. Кашка-Суу - а/л Ала-арча
26.07
13
+560
-1960
+560
2140
6 Полудневка, взятие заброски - подъем по ущ. Ала-Арча до р. Туюк.
27.07
7.5
+540
+540
2680
7 Подход по ущ. Туюк под язык л. Туюк - ледовые занятия
28.07
3.5
+620
+620
3300
8 Подъем на л. Туюк - попытка радиального восхождения на в. Тарановой (1Бальп., 4317)
29.07
4.5
+640
+740
-160
3880
9 Перевал Алтын-Тер-Ашуу (1Б, 4100) - л. Алтын-Тер Восточный
30.07
4
+320
+320
-540
3560
10 Ледник Алтын-Тер Восточный - оз. Алтын-Тер - стрелка р. Аламедин и Алтын-Тер
31.07
9

-1200
2360
11 Переправа через р.Аламедин - р. Салык - р. Ачык-Таш
1.08
11

-520
1840
12 Санаторий Теплые Ключи - Бишкек - аэропорт Манас
2.08
3

-140


ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ЗАЯВЛЕННЫЙ

Ход.
день
Куда идем
Число км
DH
DHрежим
Hmax
Hноч
1
Приезд в Бишкек, завоз заброски в Ала-Ачу, заезд через перевал н/к 2262  в ущелье Чон-Курчак до кошей. Подъем в ур. Курчактор. 22.07
3.5
950
+950
3100
3100
2
Перевал №168 1А (3500). Подход под пер. Восточный 23.07
5.0
800
+400
-300
+400
3500
3400
3
Связка п.№161 Восточный 1А (3800) +. № 160 Кашка-Суу 1А (3900).Спуск в дол. МуратСай 24.07
4.0
800
+400
-300
+400
-300
3900
3600
4
Спуск в а/л Ала-Арча. 25.07
14.5
150
-1600
+150
3600
2150
5
Полудневка, подъем до р. Туюк
26.07
8.5
550
+550
2700
2700
6
Подход под перевальн. взлет пер.№142 Алтын-Тер Ашуу 1Б (4100)
27.07
6.0
1200
+1200
3900
3900
7
Радиальный выход на в.Тарановой  1Бальп (4317) 28.07
5.0
600
+400
-400
4317
3900
8
Перевал №142 Алтын-Тер Ашуу 1Б (4100). Подход под перевал Алтын-Тер Восточный 29.07
3.0
200
+200
-600
4100
3500
9
Перевал №176 Алтын-Тер Восточный 1Б (3950). Спуск в долину Баш-Ала-Арча до р. Туюк-Ала-арча 30.07
14.0
450
+450
-1150
3950
2800
10
Подход под перевал Туюк-Тор Западный 31.07
9
1000
+1000
3800
3800
11
Перевал №190 Туюк-Тор З. 1Б (4050), спуск-подъем к Аламединским озерам 01.08
11.5
500
+250
-1250
+250
4050
3050
12
Полудневка. Подход под пер. Первомайский. 02.08
3.5
750
+750
3800
3800
13
Перевал №213 Первомайский 1Б (4200), спуск вниз до Мин-Джилки 03.08
7.0
400
+400
-1000
4200
3200
14
Спуск в Иссык-Ату 04.08
20.0

-1300
3200
1900
15
День запаса 05.08





16
Выезд в Бишкек 06.08








Общая информация о районе

в самое начало

Климат района

Считается, что климат района континентальный, однако, наличие высоких гор делает его весьма влажным. В июле 2004 года погода была удивительно стабильной: 9 дней из 11, проведенных в горах было солнце с утра, к обеду набегали тучи, вторую половину дня до ночи ливневые (градовые) грозы, переходящие в дожди. Такое расписание непогоды обуславливало сдвинутый режим дня - подъем дежурных в 3.30-4.00 утра, постановка лагеря в 3-4 вечера. Один день был солнечный, один непрерывно дождливый. Из-за ливневых дождей в ущелье Ала-арча и Кашка-Суу сошли сели, прада менее разрушительные по сранению с прошлогодними. Июль 2003 год был также дождливый. Но на Киргизском не всегда так мокро: в августе 2002 г. из 18 дней 16 были с хорошей погодой.


Транспорт, жизнь в цивилизации

Из Москвы до Бишкека добирались на поезде (большая часть группы).  Проблем с таможней/пограничниками/различными органами и местным населением в поезде не было. Обратно, зная неприятные особенности выезда из Бишкека на поезде, предпочли лететь самолетом.  Кажется, вариант туда на поезде, обратно на самолете является оптимальным по соотношению цена/хорошее настроение.

В Бишкеке нас встречала заранее заказанная в фирме Достук-Трекинг машина, на которой мы сделали заброску в альплагерь Ала-Арча и заехали в ущ. Чон-Курчак. Дорога до а/л Ала-Арча на всем протяжении асфальтовая, за исключением участков, разрушенных прошлогодним и недавним селями. Легковые машины проезжают без проблем.

В долину Чон-Курчак заезжали не по той дороге, что уходит на восток из поселка Кашка-Суу (она хоть и выглядела прилично, но километрах в 7 от поселка, по слухам, была разрушена селем), а по второй дороге, идущей непосредственно из Чуйской долины, про которую было известно, что она есть на карте. Карта не врала – дорога была, по характеру более горная, нежели дорога в Ала-Арчу, но проходимая (для машин с повышенной проходимостью).
Оставляли заброску в альплагере Ала-Арча, арендовав у Шамиля (начальник-смотритель лагеря) комнатенку за 100 сом в сутки и свалив туда все коробки. Потом в ней жили сами. В лагере можно купить хлеб, овощи по божеским ценам. На фрукты-ягоды (дыни арбузы) цены по киргизским меркам высоки, но можно заказать у Шамиля по более низким ценам, когда он едет в Бишкек. Есть две кафешки - одна на въезде в Ала-Арчу, подаренная китайцами, и вторая в центре альплагеря около шлагбаума. В первой, по разговорам, кормят вкуснее. Есть две бани - на метеостанции и в лагере. Первая на дровах, вторая электрическая. В среднем и там и там получается по 50 сом с человека.
Обратно в Бишкек выезжали из базы отдыха Теплые Ключи. До нее проложена хорошая асфальтовая дорога. Три раза в день ходит маршрутка. На первую, около 10 часов, мы опоздали, и нашли в кафешке через 2 км за Теплыми Ключами такси за 300 сом до Бишкека. 

В Бишкеке перенесли дату вылета на неделю раньше. Летели авиакомпанией Алтын-Эйр, пришли в какой-то не основной офис авиакомпании. Там дама нас обрадовала, сказав, что мест на ближайшие две недели нет вообще, и перенести у нас ничего не получится. Но чувствовалось, что при определенных условиях она нам очень хочет помочь. Добрые люди посоветовали сходить в основной офис авиакомпании. Что мы и сделали. Там свободных мест оказалось море, хоть на завтра, хоть через неделю. 10 у.е. - и билеты с вылетом на неделю раньше наши.

До вечера гуляли по Бишкеку, около ЦУМа втроем напоролись на милицию. У Ромки конфисковали паспорт и сказали пройдемте на досмотр, Натик и я ему на помощь, втроем мы догнали, окружили и остановили шустрого малого с паспортом. Тот растерялся, и почти отдал нам паспорт, но тут к нему на помощь подоспел второй, из-за наших спин выхватил паспорт, и в запертую по этому поводу чайхану забежал. Ромка за ним туда. Я тоже иду, двое на входе не пускают, но говорю, что я его начальник, и меня пропускают. За мной Натик бьется, не пускали, но слова "Куда я без них?" подействовали. Так что оказались мы в той чайхане втроем одновременно, а по науке-то полагается разделять. Вообщем, нас вяло потрясли, даже никаких попыток развода на деньги не было, и живые и невредимые мы пошли дальше по своим делам. Может, конечно, это не был развод, а просто некоторые мероприятия по обеспечению безопасности, поскольку с проезжей части МАИ (аналог нашего ГАИ) разгоняли все автомобили - кто-то пузатый проехать должен был. В остальном местная милиция относилась к нам индифферентно.

До 11 вечера сидели в офисе Достука, затем на предварительно заказанных по телефону такси добрались до аэропорта Манас 350 сом за машину. Аэропорт весьма цивилизованный, не азиатский прямо. Народу левого мало, ночью на весь зал ожидания на первом этаже 4-5 человек помимо нас. Работает интернет-кафе и международный телефон. Поспали на сиденьях до утра, бодрствующих дежурных не оставляли. За эту ночь, как и за три моих ночевки в аэропорту в прошлом году без дежурств у нас ничего не свистнули.



Технический отчет

в самое начало

Все упоминания правый-левый даются орографически, если нет иного указания. Время указывается чистое ходовое - без привалов, обедов, перекусов.


Перевал Зиг-Заг (№168 на хребтовке)

в самое начало
Категория сложности

Высота
3500 м
Характер
травянистый, осыпной
Ориентация
запад - восток
Расположен
в Ала-Арчинском отроге Киргизского хребта,
 связывает долины Курчактор и Чон-Курчак
Прохождение
23 июля 2004 г. со стороны ур. Курчактор (с востока). Тур не обнаружен
Необходимое снаряжение
каски, ледорубы
Описание
от кошей ущ. Чон-Курчак до подъема под перевал Восточный из долины
р. Чон-Курчак

Подъем в ур. Курчактор

В 8-30 доехали на машине (Урал-вахта) до конца объездной дороги около кошей в дол. Чон-Курчак. Высота 2140 м. Пытаемся подняться до тропы, проходящей по правому склону метрах в 140 над ручьем, но из-за крутых арчовых склонов вынуждены спуститься обратно к реке.   

Вид с взлета в ур. Курчактор вниз в долину р. Чон-Курчак
Фото 1. Вид с взлета в ур. Курчактор (чуть выше верхнего коша) в долину р. Чон-Курчак. На правом склоне видно отличную тропу.
Вид подъема в ур. Курчактор из долины р. Чон-Курчак
Фото 2. Вид подъема в ур. Курчактор из долины р. Чон-Курчак, снято с места чуть выше слияния долин Курчактор и Чон-Курчак
Перевал н\к с запада
Фото 3. Перевал н\к с запада. Находится на правом борту ур. Курчактор
После завтрака поднимаемся вдоль правого притока по его левому берегу. За два с половиной перехода поднимаемся чуть выше верхнего коша (2600 м).Отсюда видно отличную тропу, на которую мы пытались выйти внизу (Фото 1). Но движение вдоль реки также достаточно комфортное, выходить на тропу не обязательно.  Поскольку дальше вода кончается, решаем обедать здесь.

После обеда за четыре перехода вышли на ровные моренные поля урочища Курчактор в его правой части (3080 м). Подъем проходили по травянистому склону, в среднем 20 градусов, в некоторых местах до 30 град (Фото 2). В верхней части немного забирали к правому краю долины, где подъем положе. На крутых участках появляется скотогонная тропа, идущая серпантином.

Подъем довольно простой, но первый походный день и бессонная ночь накануне сказываются - идем еле-еле. Урочище Курчактор представляет из себя довольно ровное моренное поле1х4 км с некрупными моренными валами (метров 10 высотой). Правая треть урочища заросла травой, видели пасущийся табун. Левые две трети травой не покрыты и более неровные, так что проходить урочище лучше по правому краю.

Думаем становится на ночевку, однако воды поблизости нет, вся под мореной. На карте - исчезающие ручьи. Делаем разведку правого края урочища. По самому краю ручьев нет, только пересохшие русла. Воды также нет и в сухом русле, идущем с перевала  н/к (Фото 3) ,  на котором мы видели лошадей. Только ближе к центральной части урочища нашли небольшой ручеек, который метров на 5 появлялся из-под морены, и затем в нее уходил.

Кажется, это единственное место с водой в нижней части урочища, по крайней мере мы нигде воды не видели и на следующий день, когда пересекали урочище к перевалу №168. Стоит учесть, что июль 2004 г. был сырой, и накануне постоянно шли ливневые дожди. В сухой год ручейка может не быть на всем урочище вплоть до ледника Курчактор.

Как только начали ставить лагерь, из потемневшего неба посыпался мощный мокрый град, плюс гром и молнии. Гроза продолжалась 40 минут.

На следующее утро за один переход пересекаем урочище по некрупным моренным валам до левого борта, откуда начианется перевальный взлет.



Расчет ходового времени

Подъем вдоль р. Курчактор от конца дороги до верхнего коша
1 ч. 15 минут
Подъем по правой части травянистого взлета до ур. Курчактор
1 ч. 55 минут
Подход под перевальный взлет по ур. Курчактор
30 минут
Всего:
2 ч. 40 минут

Перевал № 168 Зиг-Заг


Вид на перевал № 168 Зиг-Заг (1А) с северо-востока
Фото 4. Вид на перевал № 168 Зиг-Заг (1А) с северо-востока. Снято с нижней части ур. Курчактор
Вид с седловины пер. ЗигЗаг на сторону подъема
Фото 5. Вид с седловины пер. ЗигЗаг на сторону подъема. Внизу ур. Курчактор
Седло перевала Зиг-Заг , снято с гребня с севера
Фото 6. Седло перевала Зиг-Заг , снято с гребня с севера
Перевал расположен в коротком отроге, разделяющем ур. Курчактор и долину р. Чон-Курчак недалеко от неярко  выраженной вершины отрога 3510. Гребень отрога довольно ровный, но можно выделить небольшое понижение между двумя острыми скальными зубцами, которое кажется наиболее логичным местом для перевальной седловины (Фото 4).

С востока перевальный взлет травянистый, с небольшими прожилками мелкой осыпи. Крутизна в среднем 30-35 градусов, перепад высот 300 м. 2.5 перехода серпантиним зигзагами, стараясь минимально заходить на неприятные осыпные участки. На привалах не очень удобно - выполаживаний нет, приходится постояно следить и придерживать рюкзак, чтобы не убежал.(Фото 5)


Седловина перевала широкая , тур не найден - сложили свой. Называем перевал Зиг-Заг, за тактико-технические характеристики.
На спуск прямо вниз - средняя осыпь крутизной около 35 градусов в верхней части, внизу положе. Более удобно спускаться, если пройти метров 50 по гребню или чуть ниже него на юг (Фото 6), поскольку там осыпь более мелкая,  затем прямо вниз (Фото 7). Из под более высоко идущих участников вылетают камни, поэтому одеваем каски и идем плотной группой. За 20 минут съезжаем до пологой части цирка, одноко вдоль ручья не идем, а чуть приспустившись, траверсируем левый борт цирка (травянистый, местами со средней сыпухой) и спускаемся к р. Чонкурчак (Фото 8). Видим пасущихся в долине коров. Около реки встречаются скотогонные тропы. Перепрыгиваем через речку без проблем, встаем на обед.


Западный взлет перевала № 168 Зиг-Заг
Фото 7. Западный взлет перевала № 168 Зиг-Заг 
Перевал Зиг-Заг с запада
Фото 8. Перевал Зиг-Заг с запада. Вид спуска в долину р. Чон-Курчак















Расчет ходового времени

Подъем с востока от ур. Курчактор на перевальную седловину
1 ч. 20 минут
Спуск с перевала до цирка
20 минут
Траверс левого борта цирка и спуск к р. Чонкурчак
40 минут
Всего:
2 ч. 20 минут

Выводы и рекомендаци: Перевал представляет собой очень простую 1А. Проходить физически проще с востока на запад. Перевал важного значения не имеет, т.к. из ур. Курчактор можно попасть в долину р.Чонкурчак обогнув разделяющий отрог снизу. Тем не менее, можно рекомендовать его к прохождению для групп, идущих с н\к перевала из долины р. Чичар или с лед. Курчактор, поскольку при тех же параметрах набора/сброса высоты километраж через перевал будет меньше, плюс он позволит избежать длительного траверса отрога.

Мы же решили пройти его исключительно для акклиматизации, поскольку снизу и так могли попасть в долину р. Чонкурчак не заходя в ур. Курчактор.

При оценке скорости передвижения стоит учитывать, что мы проходили это перевал в первые два дня похода.

Перевал Восточный (1А)

в самое начало

Категория сложности

Высота
3800 м
Характер
осыпной, снежный
Ориентация
запад - восток
Расположен
в Ала-Арчинском отроге Киргизского хребта,
на 500 м севернее в.Комсомолец
Прохождение
25 июля 2004 г. со стороны ур. Чон-Курчак (с востока), снята записка
гр. туристов турклуба "Вестра" под рук. Кравченко М.А. от 5 августа 2003 года
Необходимое снаряжение
каски, ледорубы, кошки(желательно было - в 2004 г.)
Описание
от р. Чон-Курчак до озера под в.Комсомолец

Подъем от р.Чон-Курчак под перевальный взлет

Перевал Восточный с востока
Фото 8. Перевал Восточный с востока. Снято с перевала Зиг-Заг.
Восточный взлет перевала Восточный
Фото 9. Восточный взлет перевала Восточный. (Фото взято из отчета похода 2 к.с. под руководством Д. Фролова, 2003 г.)

На высоте 3100 долина р. Чон-Курчак выполаживается. К этому месту выходит цирк перевал Восточный. Отсюда за 15 минут по травянистым холмам с небольшим набором высоты доходим от р.Чон-Курчак  до начала подъема в цирк перевала Восточный. Подъем в цирк проходит по заросшим травой моренным валам крутизной 15-25 градусов (Фото 8). Начинаем идти по кулуарчику, затем уходим к левому борту цирка и за переход подходим под первальный взлет . Сам цирк довольно ровный, много места для ночевок,  в верхней его части есть вода. Ночью отличный вид на Чуйскую долину и мерцающий Бишкек.

Перевал Восточный


С востока перевал легко определяется как понижение в гребне севернее локального скального пичка, что в 300 м по гребню на север от пика Комсомолец. Если от седловины провести воображаемую линию падения воды, то практически по ней будет проходить граница черной и коричневой осыпей. Перевальный взлет имеет перепад высот 350 м, характер взлета осыпной или осыпной с разрушенными скалами, что зависит от пути подъема на перевал - см. далее. Последние 30 метров подъема - по тонкому слою снега, лежащему на осыпи (в 2004 году было много снега, в нормальный год верхняя часть восточной стороны перевала чисто осыпная).

Так получилось, что на перевал мы заходили дважды. Первый раз - по традиционному пути, описания которого у нас были с предыдущих лет. Второй раз своим собственным путем.

Первый вариант проходит по осыпному кулуару, идущему по границе черной и коричневой осыпей от подножия взлета до самого седла (Фото 8, 9 - красная линия). Нижняя половина кулуара менее крута (градусов 25-30), осыпь плотно слежавшаяся, ступени, сделанные первым, держат нормально, проходим эту часть за один переход. Вторая половина взлета более крутая, до 35-40 градусов. Образована в основном мелкой осыпью, которая, без преувелечения, на каждый шаг вверх опускает обратно на пол шага (если шустрить, а если двигаться умеренно, то получается лишь топтаться на месте). Борьба с осыпью начинается немного не доходя до сужения кулуара, образованного подходящими сбоку разрушенными скалками. Пробовали выбираться на оба борта кулуара - не особо помогает, правый борт сформирован из такой же осыпи и имеет ту же крутизну, на левый трудно выбраться, и там неудобные для прохождения разрушенные скалы. Изрядно помучавшись физически, за два перехода вползаем на перевал. Последние 30 метров до перевала проходятся легче - там менее круто и лежит снег, немного сморозивший осыпь.

Подъем на перевал Восточный
Фото 10. Подъем на перевал Восточный. Привал.
Второй вариант подъема опробовали на следующий день, не желая снова месить противную осыпь (Фото 8, 9 - синяя линия). Еще в самой нижней части взлета начали подъем левее кулуара, по его левому борту. Преодолев треть взлета по слежавшейся, не едущей осыпи крутизной 25-30 градусов, дошли до сильно разрушенных скал, идущих по левому борту кулуара. Следующую треть подъема двигались иногда по скалкам - легкое лазанье преимущественно на двух конечностях - иногда  по осыпи левее скал. Осыпь здесь также не очень подвижная. Есть места чтобы посидеть, отдохнуть(Фото 10). Последнюю треть перевального взлета проходили по несложным разрушенным скалам, при этом еще метров на 20 уходя влево. Метров за 20 (по высоте) до уровня перевальной седловины по широким полкам возвращаемся траверсом к кулуару и выходим в него в районе верхней заснеженной части и без проблем поднимаемся на седловину, обходя слева небольшой снежный карниз, надутый с седловины на восток.

Перевальная седловина в снегу. Не очень широкая, но сесть есть где.

Вид с пер. Восточный на спуск
Фото 11. Вид с пер. Восточный на спуск (западный склон). Внизу озеро на морене под в. Комсомолец
Западный взлет перевала Восточный
Фото 12. Западный взлет перевала Восточный 
Траверс до плато с седловины перевала
Фото 13.  Траверс до плато с седловины перевала
Западный взлет перевала стал для нас большой неожиданностью. По описаниям  - либо спуск прямо вниз с седловины по 35 град. осыпи (перепад высот 250 м), либо уходить траверсом на север (чуть приспустившись) 400 м (из них 30 м по 30 град. осыпи, остальные 370 м по относительно ровному плато)  над неприятными скальными сбросами, и затем по 25 град. осыпи спускаться к р. Комсомолец за мореной. Нам подходил первый вариант, поскольку дальше предполагали идти пер. Кашка-Суу, расположенный в том же цирке, что и перевал Восточный. Однако то, что представлял из себя западный склон не очень походило на описания. И сам перевал и его западный склон были покрыты 10 см слоем снега, который лежал на мелкой сыпухе(Фото 11). Утром снег был довольно жесткий (фирн), ботинками удавалось выбить лишь неглубокие ступеньки. Спуск вниз по 35 град. фирну можно было бы осуществить, имея с собой кошки, но наши 3 пары из 5 лежали в заброске в альплагере. Вешать же веревки не хотелось (да и особо не на чем было - 10 см снег, под ним мелкая осыпь), плюс после 100 метров склон становился круче и нижняя часть спуска не просматривалась, поэтому решили воспользоваться вторым вариантом и траверсировать на север до первого приемлемого спускового кулуара. (Когда спустившись на морену мы подошли под перевал, то увидели, что как раз после перегиба снег кончался, и дальше на спуск была осыпь (Фото 12). Так что можно было бы спуститься, закрепив на скалах на перевальной седловине веревку, нарастить ее еще одной - как раз хватило бы до осыпи).

Приспустившись от седловины на 5 метров, траверсировали 50 м направо по 25 град. фирновому склону, выбивая ступени, дошли до плато(Фото 13). По плато пошли на север стараясь не терять высоты и осматривая спусковые кулуары между скал. Один из кулуаров(ближе к правому концу скальных сбросов) просматривался целиком до морены, снега в нем не было. Кулуар неприятный, верхняя часть крутизной 30 град. сформирована мелко-средней осыпью. В средней части кулуар сужается до 15 метров, становится круче - 35 градусов, осыпь уже средне-крупная (колеса и чемоданы). Все живое, ходить надо с осторожностью, большой группой опасно, поехавшая тумбочка влечет за собой еще десяток, лежавших на ней. Не доходя трети по высоте до конца кулуара, выбираемся из него на левый борт. Здесь скальные сбросы уже кончаются и не ограничивают кулуар. Спускаемся влево-вниз по такой же средне-крупной осыпи.

За неполный переход по морене доходим до озера под в. Комсомолец. В нижней части морена довольно спокойная, ближе к в. Комсомолец разделяется на узкие гребни с перепадами высот до 15 метров, но проход без больших потерь высоты можно найти почти всегда. Озеро хоть и в мрачном бело-сером ледово-моренном окружении, тем не менее красиво. Около него достаточно места для постановки лагеря. Других мест для ночевки, чтобы рядом была вода, в верхней части морены не наблюдали.





Расчет ходового времени

Подъем от р. Чон-Курчак под перевальный взлет пер. Восточный
1 ч. 30 минут
Подъем на пер. Восточный с востока по кулуару (по левому борту кулуара)
2 ч. 00 минут (1 ч. 25 м.)
Траверс до спускового кулуара (предпоследнего справа)
20 минут
Спуск по кулуару до морены л. Комсомолец
50  минут
Подход по морене до озера под в. Комсомолец
25 минут
Всего:
5 ч. 05 минут (4 ч. 30 м)

Выводы и рекомендации

Перевал в традиционном виде (на обе стороны осыпные склоны) представляет из себя нормальную 1А. В 2004 году, однако, верхняя половина западного склона была покрыта снегом, что несколько усложнило прохождение перевала. В очень снежный год сложность превала может повыситься до 1Б из-за протяженного крутого снежного участка (30-40 град., перепад высот 250 м). Для опытной (снег) группы, прохождение такого склона проблем не представляет, однако для несильной группы, выходящей на снег впервые, может потребоваться навеска перил. Желательно иметь кошки - утром плотный фирн. Все это будет в случае спуска с седловины напрямую на морену л. Комсомолец. Однако, есть второй вариант прохождения западного взлета, более легкий - чуть приспустившись с седловины траверсом уходить на север за скальные сбросы и там спускаться по 25 градусному склону, на котором (в 2004 году) снега не было. В таком варианте остается только 50 м траверса по 25 град. снегу, остальное - пологое снежное плато и осыпь. В кулуары между скальными сбросами лучше не заходить. Часть из них проходимы, но имеют весьма неприятную среднюю осыпь - камнеопасно.

Имея возможность сравнить два варианта подъема на перевал с востока, однозначно советуем подниматься на перевал слева от кулуара, а не по классическому пути (по самому кулуару). Обход по скалкам верхней половины кулуара, наиболее ползующей, здорово экономит силы и время. Кроме того, несложное хождение/лазанье по простым остаткам скал вносит приятное разнообразие в осыпной характер подъема. Для спуска, конечно, предпочтительней вариант по кулуару.

Перевал не был пройден нами с первого раза и потребовал повторного прохождения в силу нескольких факторов. К моменту, когда группа вышла на перевал первый раз, у одного участника прогрессировала горная болезнь приближаясь к тяжелому состоянию в связи с недостаточной акклиматизацией и требовался быстрый сброс высоты. Второе - западный склон оказался не соответсвующим описанию - вместо осыпи лежал снег. Наконец, видимость к моменту выхода группы на перевал составляла не более 20 м, и узнать состояние спуска за разумное время было невозможно. В результате группа спустилась обратно и после ночевки под перевальным взлетом в добром здоровье и при хорошей погоде прошла перевал на следующее утро.


Перевал Кашка-Суу (1Б*)

в самое начало

Категория сложности
1Б*
Высота
3900 м
Характер
скально-осыпной, снег
Ориентация
север -юг
Расположен
в Ала-Арчинском отроге Киргизского хребта,
на 500 м западнее в.Комсомолец
Прохождение
Не пройден. Разведан с севера
Необходимое снаряжение
веревки, каски, ледорубы, крючья, возможно кошки
Описание
с морены л. Комсомолец

На перевал Кашка-Суу свежего описания не было, имелось только 14-летней давности, характеризующее перевал как 1А без подробностей, плюс хорошая фотография южного перевального взлета, и не очень удачная фотография северного взлета с ребра п. Комсомолец. В результате визуальная разведка северного перевального взлета показала неготовность (снаряжение) группы к прохождению этого перевала. В альплагерь Ала-Арча группа добиралась по запасному варианту через пос. Кашка-Суу.

Перевал Кашка-Суу с севера

Перевал Кашка-Суу с севера
Фото 14. Перевал Кашка-Суу с севера 
Северный взлет перевала Кашка-Суу
Фото 15. Северный взлет перевала Кашка-Суу
Подход по морене под перевальный взлет проблем не представляет - возможно движение по гребешкам морены без значительных потерь высоты. Перевал ярко выраженной седловины не имеет, гребень изрезан небольшими скалами (Фото 14). В качестве седловины можно рассматривать одно из двух понижений, к каждому из которых по северной стороне перевала подходит косая полка-кулуар.  Перевальный взлет имеет перепад высот около 300 м. Нижняя половина - снежники крутизной внизу 20 град, выше -.до ~ 35 град (Фото 14,15). Верхняя половина перевального взлета - скалы ~ 50 град. Виден логичный путь прохождения скального участка - по одной из двух косых полок (кулуаров), идущих примерно на 2/3 скального участка. Насколько полки наклонные снизу оценить было трудно. Скорее всего на полках нужна перильная страховка. На полках  лежит снег, возможно лед. Выход на обе полки с нижнего снежника проблематичен - в принципе, есть проход по двум узким горловинам, но в них видны следы от камней. Их обход - по скалам, сложность скал непонятна. Вероятное количество требуемых веревок подъеме на перевал 2-4.

Выводы и рекомендации

Перевал существенно односторонний, определяющая сторона - северная. Категория сложности ~ 1Б*. Требуется наличие скального снаряжения, поскольку точки страховки скорее всего будут на скалах. Возможно, нужны кошки -  на полках может быть лед.






Спуск по р. Комсомолец до пос. Кашка-Суу, подъем в а/л Ала-арча

в самое начало

Ночевали у моренного озера под в. Комсомолец. Озеро расположено у правого края верхней части моренного поля. Пересекаем моренное поле до левого борта и там спускаемся в карман морены. Карман довольно ровный, без труда проходим всю морену до конца, до начала резкого сброса. Далее следует ключевой участок спуска: по довольно узкому ущелью за 1500 м сбрасывается 600 м высоты. Спуск представляет из себя по сути долгий траверс (с потерей высоты) травяного левого борта ущелья, имеющего крутизну около 30 градусов. Периодически встречаются прижимы, которые обходятся либо сверху, либо вдоль ручья. По мере выполаживания долина расширяется, встречаются удобные места для постановки лагеря, но много скотогонных троп. Правая сторона долины для хождения неудобна из-за серьезных прижимов.

Спуск из под в. Комсомолец
Фото 16.  Спуск из под в. Комсомолец
На 2900 м слева к ручью подходит невысокий хребтик, на который ведут множественные тропы. Обходить его вдоль ручья не стали,  а по одной из троп перебрались через него и спустились  к ручью, впадающему чуть ниже в р. Комсомолец, к которому мы снова подошли. (Фото 16)  На левом склоне долины лес, через который проходим по одной из троп, стараясь не терять, а набирать высоту. Чуть не доходя до впадения р. Комсомолец в р.Кашка-Суу выходим на левый гребень долины, с которого идет горнолыжный склон до горнолыжных баз, расположенных недалеко от пос. Кашка-Суу. На базах есть люди, идет мелкая стройка, но машину найти не удалось. Около баз есть родник, считающийся у местных святым. Говорят, в нем много серебра.

От горнолыжных баз спускаемся не по дороге, которая идет в центр поселка Кашка-Суу (нам туда не надо), а траверсируя по тропам многочисленные хребтики и овраги, спускаемся к р. Ала-Арча чуть выше поселка. Вдоль противоположного (левого) берега реки идет асфальтированная дорога к альплагерю. Перебираемся на левый берег р. Ала-Арча по пешеходному мостику около метеостанции. Найти его не так просто - он находится на территории метеостанции, которая огорожена. Пройти к мосту разрешают.

Дорога до альплагеря от поселка Кашка-Суу асфальтирована. Вдоль обочин встречаются яблони и абрикосы. Пройдя 3 км  ловим машину, которая за символическую цену довозит нас до альплагеря.

Расчет ходового времени

От озера под в. Комсомолец до начала крутого спуска (конец морены)
 30 минуты
Спуск до впадения слева безымянного ручья
1 час 50 минут
Подъем-спуск до горнолыжной базы
1 час 5 минут
Спуск-траверс от горнолыжной базы до метеостанции на р. Ала-Арча
1 час 5 минут
Подъем по дороге до р. Кадырберды
40 минут
Всего:
5 часов 10 минут



Перевал Алтын-Тер Ашуу (1Б)

в самое начало

Категория сложности

Высота
4100 м
Характер
комбинированный
Ориентация
запад - восток
Расположен
в Ала-Арчинском отроге Киргизского хребта,
между в. Фестивальная и в. Тарановой
Прохождение
30 июля со стороны лед. Туюк. Снята записка
гр. туристов "Вестра" под рук. А. Репетея от 23 июля 2003 года
Необходимое снаряжение
веревки, каски, ледорубы, кошки, петли
Описание
от альплагеря Ала-Арча до ледн. Алтын-Тер Восточный

Подъем на ледник Туюк

От альплагеря до впадения правого притока Аксай идет асфальтированная дорога. Сам Аксай в месте впадения разливается на множество ручьев, брод через которые не представляет проблемы. Кроме того, обычно где-то кидают через основные рукава бревна. По затратам времени получается одинаково, что искать эти бревна, что разуваться и бродить.

Там, где на карте отмечен правый приток р.Текетор, сейчас остатки большого селя. Два года назад его не было. Чуть за ним (в полутора
Язык ледника Туюк
Фото 17. Язык ледника Туюк
Пологая открытая часть ледника Туюк
Фото 18. Пологая открытая часть ледника Туюк
километрах после впадения Аксая) по пешеходному мосту переходим на левый берег, и до впадения р. Топкарагай идем по дороге на левом берегу. Видно, что по дороге уже не ездят, но активно ходят. Также видна тропа на правом берегу. В районе р. Топкарагай снова видим следы двух селей, которых не было два года назад. Один из них окончательно загладил дорогу на левом берегу, а другой, с правого берега, всего на 20 м промахнулся мимо пешеходного моста через реку. По мосту переходим обратно на правый берег, куда снова перебирается дорога. Не доходя 700 м до впадения р. Туюк ночем. Палатку ставим прямо на дороге, т.к. больше ровных мест в округе нет.

Подъем в долину р. Туюк начинаем с места ночевки, по косой залезая на травянистый взлет и не спускаясь к самой реке. После 200 м набора становится положе, есть где поставить палатку, можно найти воду. Смещаемся к левому борту долины, там на нескольких крутых взлетах (метров по 10) встречаются остатки тропы, сильно облегчающие подъем по этим конгломератным ступенькам. Постепенно трава сменяется осыпью, и становится виден язык л. Туюк (Фото 17).  После небольшого траверса моренного вала спускаемся в карман, который ведет прямо к языку л. Туюк. В кармане есть места для ночевок, причем чем ближе к языку, тем непригляднее.

Набор высоты по языку ледника Туюк до его пологой (и закрытой) части около 470 м. Около 300 м набираем, держась чуть левее центра (левее трещин и ледопада), затем, плутая в трещинах уходим к правому краю ледника. Язык ледника открытый, в верхней части трещины. Первые 150 м подъема - открытый лед крутизной 15-20 град., трещин нет,  есть линия моренного чехла (Фото 17). Двигаемся вдоль этой линии. Второй участок - около 160метров набора - открытый лед крутизной до 25 град.(около трещин локально чуть круче), несколько широких открытых трещин приходится обходить. Проход есть, так что прыгать не надо. Последние 160 метров набора - открытый ледник крутизной до 10 град. (иногда участки до 15 градусов), много трещин (Фото 18). Приходилось распутывать, иногда прыгать, но страховка не понадобилась. Начиная с высоты 3800 ледник становится более пологим, закрытым, трещин меньше, но они есть, идем в связках. В правой части ледника видно наш перевал Алтын-Тер Ашуу. У правого края ледника есть тонкий моренный чехол, на котором можно организвать ночевку. Движение к перевалу по закрытому некрутому леднику в связках.

Перевал Алтын-Тер Ашуу

Перевал Алтын-Тер Ашуу и в. Тарановой
Фото 19. Перевал Алтын-Тер Ашуу и в. Тарановой
Спуск с перевала Алтын-Тер-Ашуу
Фото 20. Спуск с перевала Алтын-Тер-Ашуу на восток
Восточный взлет пер. Алтын-Тер Ашуу
Фото 21. Восточный взлет пер. Алтын-Тер Ашуу
Перевальная седловина с запада легко определяется как заметное понижение в скальном гребне севернее в. Тарановой (Фото 19).

Перевальный взлет с запада снежный, имеет перепад высот 100 м. В середине взлета просматривается засыпанный берг. Поднимаемся на седловину по линии падения воды. До берга склон некрутой, около 25-30 градусов, глубина снега около 20 сантиметров. Берг сильно занесен, практически незаметен. После берга крутизна возрастает до 40 градусов, глубина снега до 1 м. В верхней трети перевального взлета вдоль его правого края появляется осыпь вдоль скал, по которой можно обойдя глубокий снег выйти на седловину. Поскольку траверс по такому склону до осыпи нежелателен, продолжаем тропить вертикально вверх до седловины.

Седловина осыпная, небольшая - 2х4 метра. На восточный склон с седловины надут карниз. Для того, чтобы просмотреть спуск, нужно уйти метров 10 по разрушенным скалам на север. Восточный склон перевала также снежный, но снега мало, местами это 2-3 см снега, лежащего на льду. Крутизна склона в нижней части около 20 градусов, в верхней - до 45 градусов. Основаная неприятность - нависающий с перевала карниз над всем склоном. Поэтому обходим снежный склон по левому краю: около 10 м траверсом с седловины на север в обход карниза, оттуда 20 метров по разрушенным 45-градусным скалам вниз до осыпи (вешаем веревку), затем около 100 м по неприятной 35- гадусной осыпи (Фото 20, 21). Здесь снежный склон расширяется и становится менее крутым, идем по нему до конца перевального взлета.                                                          

Не спускаясь до самого низа ледника, выходим на морены правого борта л. Алтын-Тер Восточный (Фото 20). Последний переход перед ледником непрятный - приходится пересекать идущие поперек моренные гребни, многократно теряя-набирая высоту.  Слева от языка л. Алтын-Тер Восточный и ниже него есть места для стоянок.











Расчет ходового времени

Подъем от а\л Ала-Арча до р. Туюк
2 ч. 30 минут
Подъем от р. Ала-Арча под язык л. Туюк
2 ч. 30 минут
Подъем по языку л. Туюк до пологой закрытой части ледника (до высоты ~3800)
1 ч. 55 минут
Подход по закрытой части л. Туюк под перевальный взлет
1 ч. 20  минут
Подъем на перевал
55 минут
Спуск с перевала до морены на правом борту ледника (с навешиванием-снятием веревки)
2ч. 15 минут
Спуск по моренам до языка л. Алтын-Тер Восточный
1ч. 10 минут
Всего:
12 ч. 35 минут

Выводы и рекомендации

Перевал Алтын-Тер Ашуу интересный и разнообразный. При его прохождении необходимы навыки преодоления наклонных участков открытого льда, хождения в связках по закрытому леднику, подъем(спуск) по крутому снежному склону, спуск(подъем) по 45 град. скалам.

Прохождение языка ледника Туюк требует наличие навыков у группы уверенного хождения на кошках по наклонному (25-30 град.) льду, в противном случае потребуется навешивание 3-5 веревок.

На восточную сторону перевала надут карниз, поэтому подъем(спуск) на перевал с востока в верхней половине перевального взлета лучше осуществлять по осыпи слева, а не по снегу - опасно. Кроме того, в середине перевального взлета на снег также лучше не выходить - опасность камнепадов со скал справа.


Спуск по долинам р. Алтын-Тер и р. Аламедин до базы одыха Теплые Ключи

в самое начало

После прохождения превала Алтын-Тер Ашуу у участника, мучавшегося до этого зубной болью, начал вздуваться флюс. За время ночевки флюс раздулся, сильно исказив лицо участника. Опасаясь возможных осложнений, решено было спускать участника в цивилизацию. Было два пути: либо сразу спускаться вдоль рек Алтынтер и Аламедин в базу отдыха Теплые Ключи, и оттуда выбираться в Бишкек, либо пройдя перевал Алтын-Тер Восточный (1Б), под которым мы стояли, спускаться вдоль рек Ала-Арча и Зап. Каракол до дороги на Ульгу. Поскольку начавшийся ночью дождь продолжался утром и видимость была недостаточна, был выбран первый вариант. Итак малочисленную группу решили не разбивать и провожать больного до цивилизации вместе.

От языка ледника спускаемся вниз по одному из многочисленных моренных гребешков, в направлении озера под пер. Литва. Вскоре после озера ущелье несколько сужается, моерны покрываются травой. Тропинок нет. Придерживаясь правой части ущелья доходим до
Озеро в ущ. Алтын-Тер
Фото 22. Озеро в ущ. Алтын-Тер. Снято с нижней точки озера
глобального выполаживания на высоте около 2900 м, в нижней части которого виден мощный моренный вал, возвыщающийся над выполаживанием и перекрывающий все ущелья. Еще издали удалось разглядеть тропинку, поднимающуюся на этот вал от левого края ущелья. Идем туда. За 100 метров до вала выполаживание, естественно, заболачивается. Средняя глубина - чуть выше щиколотки, и встречаются узкие русла-канавы с глубиной по пояс. Вообщем, пройти вдоль левого края ущелья не замочив ног невозможно из-за прижима. Вдоль правого края обойти болото можно, но там мы не видели тропы, которая поднималась бы на моренный вал. По часто теряющейся тропе проходим этот вал и спускаемся к следующему выполаживанию на высоте 2750, на котором от борта до борта озеро (Фото 22). Левый берег озера - скальные прижимы. Правый - осыпь размером от средней до крупной, спускающаяся прямо в озеро. Тропа перед озером раздваивается - одна идет по осыпи у поверхности озера, вторая поднимается метров на 20 и обходит озеро там. Проходим озеро по нижней тропе. Ниже озера можно поставить лагерь, место красивое. Выше озера все заболочено. После озера тропа теряется, идем через кусты арчи до вновь появляющейся  р.Алтын-Тер. Следующие два километра долина пологая, можно идти вдоль реки, где-то в середине этих двух километров переходим с правого на левый берег.

На высоте около 2540 м ущелье сужается, и увеличивается его крутизна. В этом месте тропа переходит на правый берег, мы же продолжаем идти по левому. Скоро становится понятно, почему тропа перешла на другой берег - с левого борта заметно сузившегося ущелья крутая о
Прижим на р. Алтын-Тер
Фото 23.  Осыпной прижим на р. Алтын-Тер за 1 км до впадения в р. Аламедин
сыпь спускается прямо в р. Алтын-Тер. Место неприятное: траверсируем осыпь на высоте 5 метров над рекой, периодически все эти 5 метров под человеком и 5 метров над ним начинают ехать в реку (Фото 23). Нервно преодолеваем 30 метров такого прижима, после чего на наш берег переходит тропа, и дальше до р. Аламедин спуск проблем не представляет. Однако, обход этого прижима путем переправы на противоположный берег вряд ли будет хорошим решением: если переправа на правый берег в пологой части ущелья до прижима не представляет проблемы, то ниже него переправа обратно на левый берег является отдельной задачей. Падение реки в этом месте серьезное, течение сильное, в конце дня или после затяжных дождей переправа проблематична. Тропинка, переходящая в этом месте с одного берега на другой - скорее всего переправа для лошадей. Дальнейший же спуск по правому берегу затруднен прижимами.

В месте впадения р. Алтын-Тер в р. Аламедин симпатичная роща из карликовых берез, много земляники. Отсюда дальше вниз тропа идет по противоположному для нас, правому берегу Аламедина. По левому берегу тропа начинается после впадения р. Кутургансу, а до нее - два прижима. Впечатленные прохождением прижима на р. Алтын-Тер решаем бродить Аламедин. Река выглядела серьезно: последние полутора суток шел дождь, река вспухла, пологие берега с деревьями и травой были подтоплены даже поутру. Сходив на разведку, находим наиболее приемлемое место для переправы ниже слияния Алтын-Тер и Аламедина на 2 км (по длине). Здесь падение реки небольшое, скорость течения около 3 м/с. Река разливается на 4 рукава, из которых наиболее мощный (2/3 объема от всей реки) самый левый.
Переправа через р. Аламедин
Фото 24. Переправа через р. Аламедин
Ширина этого рукава 10 метров, глубина сантиметров 90, так что с учетом захлестывания девушкам было по пояс (Фото 24). Первый переходил с страховкой и оттяжкой и организовывал перила. Остальные - по перилам со страховкой, в том числе и последний: тут нам помогли участники из питерской группы туристов, переправлявшейся здесь за полтора часа до нас, - они фиксировали перильную веревку на исходном берегу, и освободили ее нам когда последний перешел на целевой берег. Переправа получилась серьезная, наверное, самое сильное впечатление похода. Возможно, в менее дождливые дни все гораздо спокойнее. Следующие три рукава имели глубину не выше колена и проблем не создали.

Дальнейший спуск до базы отдыха Теплые Ключи проходит по хорошей тропе, обходящей все прижимы. Через правый приток р. Салык перекинут бревенчатый мостик метрах в 200 от его впадения в Аламедин. Но даже при его отсутсвии переправа через Салык трудностей не представляет. Ниже р. Салык по обоим берегам Аламедина стоят юрты, пасется скот. Места людные.

База отдыха действующая, много двухэтажных домиков. Есть бассейн. Три раза в день ходит маршрутка до Бишкека, утренний рейс - в 10-00. Телефон есть в полутора километрах ниже Теплых Ключей в кафе-гостинице "12 каминов".


Расчет ходового времени

Язык ледника Алтын-Тер Восточный - озеро в ущелье р. Алтын-Тер (2750)
2 часа 45 минут
Спуск до слияния р. Алтын-Тер и р.Аламедин
1 час 15 минут
Спуск до б.о. Теплые Ключи (включая переправу через Аламедин - 50 минут)
 5 часов 10 минут
Всего:
9 часов 10 минут



Итоги, выводы, рекомендации

в самое начало

Пройденный поход является маршрутом 1 с элементами 2 к.с. В рамках похода пройдено 3 перевала: два 1А, один 1Б категории сложности. К сожалению, оказались не пройденными заявленные перевалы Кашка-Суу (1Б*), Алтын-Тер Восточный (1Б), Туюк-Тер Западный (1Б), Первомайский (1Б), пик Тарановой (1Бальп). Первый перевал из списка (Кашка-Суу) не был пройден по причине повышенной сложности перевала (предполагалась 1А категория) и отсутствия "свежего" описания. Три следующих перечисленных перевала не пройдены из-за преждевременного схода группы с маршрута из-за болезни участника. Вместо запланированных 16 дней группа находилась в горах 12 дней, из них на маршруте 9 дней. На пик Тарановой была предпринята попытка радиального восхождения 29 июля, однако после преодоления трети подъема испортилась погода: ветер, снег и отсутсвие видимости. В таких условиях решено было прекратить восхождение и на следующий день идти перевал Алтын-Тер Ашуу (1Б) чтобы не отставать от графика.

В принципе, оставалось достаточно времени (и продуктов) для того, чтобы после спуска заболевшего участника подняться обратно до Аламединских озер, пройти перевал Первомайский (1Б) и спуститься в курорт Иссык-Ата, но оставшаяся часть группы отказалась от такого варианта в силу нескольких причин: погода весь поход была преимущественно устойчиво плохой, что уменьшало предполагаемое удовольствие от дохода; такой "доход" не удавалось логически вписать в общий поход, получался как бы отдельный мини-походик, не очень интересный; оставшаяся часть группы состояла из 3 девушек и 1 парня - а снаряжение и еду хорошо ужать не получалось, так что итоговые нагрузки на человека были бы не привлекательны; наконец, близость цивилизации развращает.

Тем не менее, пройденные препятствия оказались довольно разнообразны: травяные, осыпные, снежные, ледовые и скальные склоны, закрытый ледник, серьезная переправа. Группе удалось побывать в редко посещяемом урочище Курчактор, увидеть  красивое озеро в ущ. Алтын-Тер.

Погода в целом была неблагоприятной, регулярные грозы и ливневые дожди с часу- двух дня до ночи. Иногда непогода начиналась раньше. Частично удалось уменьшить этот неблагоприятный фактор ранним подъемом и выходом, сдвинув  основное рабочее время на утро (3-30 - подъем дежурного, 6-00 - выход).

2004 год оказался очень снежным, что несколько увеличило сложность пер. Восточный, и сделало физически труднее подход под перевал Алтын-Тер Ашуу и преодоление его западного перевального взлета из-за тропежки. Так же это привело к повышенной опасности схода лавин с западного склона перевала Алтын-Тер Ашуу, а также с северо-восточного склона перевала Алтын-Тер Восточный (по визуальным оценкам).


Copyright © Горный турклуб МГУ