Горный Турклуб МГУ ^ На список отчетов

Вернуться в оглавление

Отчет о лыжном туристском походе третьей категории сложности, совершенном в районе Кольского полуострова (Хибинские и Ловозерские тундры) в период с 26.01 по 6.02.2004 г.


Справочные сведения о путешествии

Проводящая организация: Спортивный Клуб МГУ
E-mail: tourclub-pr@www.geolink-group.com
http://www.geolink-group.com/tourclub/
Маршрутная книжка N 11/2-301
Руководитель группы: Сергин Константин Сергеевич
Адрес руководителя: Московская обл, г. Климовск, ул. Революции, 6-100.
т. 8-096-7-62-35-41 д. Из Москвы: 8-27-62-35-41 д.

Нитка маршрута:  г. Оленегорск - пос. Ревда - пер. Эльморайок (н/к, 643м)- Сейдозеро - р. Чинглусуай- в. Ангвундасчорр (1А (по другим данным 1Б), 1120м) - Умбозеро- р. Тульйок - р. Каскаснюнйок - пер. С. Рисчорр (1Б, 900 м )- База ПСС - пер. Ю.Чорргор (н\к, 851м)- дол р. Меридионального - пер. Ферсмана (2А, 980м) - р. Ферсмана- дол. р. Малая Белая - пер. Рамзая (н\к, 743м)- оз. Мал.Вудьявр - пер.Тахтарвумчорр (2А, 1094м)+плато Тахтарвумчорр (1Б, ок.1100м) рад. - оз. Мал.Вудьявр - база МГУ, г. Кировск- г. Апатиты

Протяженность маршрута:153 км
Количество пройденных перевалов: 7, из них радиально 1.
Количество совершенных восхождений и траверсов: 2, из них радиально 1.
Продолжительность похода:
Общая (с дорогой) - 16 дней.
Активной части (ходовые дни) - 12 дней, из них 1 активная п/дневка и 1 вынужденная дневка.
Время проведения похода: 26 января - 6 февраля 2004 года.
Количество участников: 9 человек.
Маршрутная книжка N 11/2-301
МКК Клуба МГУ (шифр МКК _142-11-3445000____)


Состав группы: 
ФИО Год рожд. Тур. опыт Обязанность в походе
Константин Сергин 1968 3ЛР, 4ЛУ, 5ГУ руководитель
Ольга Добрушина 1985 2ЛУ, 2ГУ медик
Евгений Бакин 1981 2ЛУ, 2ГУ завхоз
Дмитрий Шабалин 1982 2ЛУ, 2ГУ реммастер
Серафима Борисова 1983 2ЛУ, 2ГУ эколог
Александр Горчаков 1983 3ГУ летописец, фотограф
Мария Чистякова 1981 2ЛУ, 2ГУ метеоролог
Никита Ветров 1982 2ЛУ, 1ГУ фотограф, культорг
Светлана Королева 1979 2ЛУ, 2ГУ финансист
Список принятых в тексте сокращений
г. - гора
в. - вершина
пер. - перевал
р. - река, ручей
чхв - чистое ходовое время
ГЗЛ - граница зоны леса
пхд - по ходу движения
оз. - озеро
м/н - место ночевки
ГТЛ- глубина тропления лыжни
 

Общая идея и подготовка к путешествию

Выбор района похода
    Каких-то совсем оригинальных или заумных идей у нас не было, а придумывать, высасывая из пальца, не хочется. Поход заявлялся как обычный спортивный, хотя и вполне приличный и насыщенный для "тройки" по набору препятствий, таким он и оказался и наша группа довольна, что нам хватило сил и мастерства пройти почти все заявленное.
    Общая же (глобальная) идея похода проста: духовное и физическое развитие, повышение туристского мастерства участников, получение удовольствия посредством преодоления трудностей и от общения с единомышленниками.
     На этапе предпоходной подготовки руководитель предложил участникам самим подготовить маршрут по любому разумному для нашей группы району. Предложение повисло в воздухе. Так что в итоге он (выбор) пал на Кольский полуостров (Ловозерские и Хибинские тундры) потому, что руководитель любит этот район и достаточно хорошо в нем ориентируется. Близкие и удобные подъезды и насыщенность техническими препятствиями, которые нас и привлекают. При этом без длительной и изнурительной тропежки.
    В Хибинах можно испытать себя на различном рельефе и в различных природных зонах - от равнины, до перевалов и вершин, и от леса, до горной пустыни. Поход можно пройти на дровах, а можно и на горелках. Чтобы жестко не привязывать себя к лесу, мы взяли газовые горелки. Заодно участники получили опыт работы с газом в зимних условиях.
    На весь район похода были заранее подобраны карты масштаба 1:50000 в черно-белом исполнении. Использование хороших карт упростило ориентирование на местности. Надо учитывать, что в орестностях пер. Эльморайок есть магнитные аномалии, затрудняющие, или делающие невозможной работу с компасом. Точных данных нет, узнали мы об этом из газеты Вольный Ветер. Хотя сами заметили, что в р-оне г. Ангвундасчорр магнитная стрелка как-то неуверенно ведет себя. Но списали это на на разные другие факторы.
    Световой день на студенческие каникулы очень короткий - светает в 9 утра, а темно в начале шестого, поэтому при планировании маршрута надо учитывать и этот фактор. Это означает, что не получится за день проходить столько, сколько считается нормой в марте, например. В марте почти везде есть лыжни, много групп, особенно школьных, и длинный световой день. В феврале же придется серьезно тропить и, чтобы пройти запланированный километраж, надо закладывать больше ходовых дней. Нам едва хватило 12 дней. На начало февраля в Хибинах было всего 8 групп, считая нашу, по данным ПСС.
    Участники нашей группы совершили в декабре-январе 2003-2004 года тренировочные выходы по Подмосковью, в том числе в рамках проекта клуба МГУ "Московский Крест" (посмотреть о нем можно здесь http://www.geolink-group.com/tourclub/). Также мы бегали на соревновании "Первая Пороша" и лыжных выходах.
     В отчет о нашем путешествии мы включили много полезного по организации лыжного похода, снаряжению, медицине и применению лекарств в условиях мороза и надеемся, что он будет полезен всем, кто собирается в зимние походы.

Варианты подъезда и отъезда

 
    Из Москвы до Хибин проще добираться на поездах Москва-Мурманск. Скорый N 182 и фирменный N16. В пути они примерно 36 часов. Поезд 182 имеет короткие остановки на ст. Хибины, Нефелиновые Пески, Имандра, т.е. тех станциях, откуда можно сразу начинать маршрут, став на лыжи. Поезд 16 вроде должен останавливаться на ст. Имандра, но вам лучше узнать об этом особо, чтобы не проехать до Оленегорска. Сесть на поезда на этих станциях можно только с билетами на руках или за взятку проводнику. На этих трех станциях уже сколько лет как нет касс и залов ожидания. Поезд может вообще не остановиться, если машинист не увидит на платформе желающих сесть, хотя это скорее относится к N 16.
     От Оленегорска можно доехать до многих пунктов Мурманской обл. на рейсовых автобусах. Но они ходят нечасто. Наш, (идет около 11 утра) до пос. Ревда, откуда начинаются подходы к Ловозерским тундрам. Также при желании и деньгах в кармане, можно подъехать на частниках, которые пасутся около станции. Но здесь цена будет рублей 200 с человека, а автобус всего 80р. с багажом. Ж/д ветка Ревда-Кировск служит для грузовых поездов и не стоит на нее надеяться, как на возможный транспорт. Автодорога вдоль железной, которая когда-то была расчищена от снега и по ней ездили грузовики рудничные, в этом году была в нерабочем состоянии. Перед Ревдой есть развилка дороги на пос. Ловозеро, откуда тоже можно начинать маршруты по Ловозерью. Мы воспользовались дорогой от Ревды до рудника Карнасурта, где добывают полиметаллические руды. Она чищена от снега и проходима даже для легковушек.
     Выезжали мы от г. Кировка. Кроме заказа такси по телефону, там немного рейсовых автобусов до ж/д вокзала Апатит. Мы ехали на N 105 в 22-10 от остановки 23-й км, где расположена база МГУ. К сожалению, он не идет до вокзала, и надо выходить в Апатитах и пересаживаться на местный N 8, который ходит нечасто и будет проще дойти до ж\д вокзала пешком (15-20 мин), что мы и сделали. Идти проще через мост, а потом спуститься с него на пути со стороны вокзала и дойти до него по тропе. Идти напрямую через пути не получится - путь преграждают множество ж/д составов, которые не обойти. Дорогу вам подскажут, если спросите.

Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты

 
     Хибины удобны и тем, что почти отовсюду можно меньше чем за сутки выйти в населенку. Конечно это относится к нормальной по численности и составу группе. Аварийные выходы у нас были такие (как записано в маршрутной книжке):
1) Восточный берег Умбозера - по ж\д до пос. Ревда (на север).
2) Западный берег Умбозера - по берегу или по льду вдоль берега на юг, до пос. Коашва.
3) Дол. р. Тульйок - вверх по долине и через пер. Ворткеуайв (1Б, 950 м) в пос. 25 км. (рудник им. Кирова), г. Кировск.
4) Дол. р. Кунийок - там база ПСС со связью с Кировском или на юг через пер. Кукисвумчорр в г. Кировск.
5) Дол. р. Меридиональный (Гольцовка, Индичйок) - вниз по долине (примерно на запад) до пос. Имандра.
6) Дол. р. Малая Белая - вниз по долине (примерно на запад) до пос. Хибины.
    Запасные варианты:
1) Вместо прохождения кольца Сейдозеро-р. Чинглусуай - в. Ангвундасчорр - лев. приток р. Мурнуай - Сейдозеро было заложено возвращение с вершины по пути подъема при недостатке времени или ухудшении погоды.
2) Вместо пер. С. Тавайок (1А) был заложен пер Куфтуай (н\к).
3) Для пер. С. Чорргор (2А) был запасным пер. Ю. Чорргор (н\к).
4) Для пер. Ферсмана (2А) был запасным пер. В.Арсеньева (1А).
5) Вместо плато(1Б) и пер.(2А) Тахтарвумчорр был запасным пер. Рамзая (н\к).

Изменения маршрута и их причины

 
1) Вместо прохождения кольца Сейдозеро-р. Чинглусуай - в. Ангвундасчорр - лев. приток р. Мурнуай - Сейдозеро мы пошли сразу с рюкзаками на вершину и оттуда спустились к Умбозеру. Причина - признаки ухудшения погоды еще в предыдущий день. Опасались, что непогода "запрет" нас на Сейдозере в центре Ловозер и не даст перевалить к Умбозеру. Правильно сделали. Подробности в техотчете.
2) Для пер. С. Чорргор (2А) был запасным пер. Ю. Чорргор (н\к)- пришлось воспользоваться из-за пурги и повышенной лавиноопасности С. Чорргора. Спасатели на базе ПСС тоже настоятельно рекомендовали эту замену.
3) Вместо плато(1Б) и пер.(2А) Тахтарвумчорр был запасным пер. Рамзая (н\к) - пришлось воспользоваться из-за пурги, но на следующий день прошли их радиально от оз. М.Вудьявр.

Характеристика района путешествия.

      Поскольку о Ловозерских-Хибинских тундрах написано много, подробно и хорошо, найти несложно, особенно в школьных отчетах, мы ограничились краткими выдержками.
    Кольский полуостров расположен на крайнем северо-западе Европейской части России. Он омывается Баренцевым и Белым морями. Имеет площадь около 100000 кв. км. Входит в состав Мурманской области.
Рельеф.
    Кольский полуостров находится на северо-восточной оконечности Балтийского кристаллического щита, сложенного в основном древнейшими изверженными породами- гранитами, гнейсами. Основные особенности рельефа полуострова обусловлены многочисленными разломами и трещинами кристаллического щита, а также носит следы мощного воздействия ледников, сгладивших вершины гор и оставивших большое количество моренных отложений.
    По характеру рельефа полуостров можно разделить на западную и восточную части.Принято считать, что граница между ними проходит через долину реки Вороньей, Ловозеро, Умбозеро и долину реки Умбы. Рельеф восточной части менее сложен, чем западной: через последнюю проходит глубокая меридианальная впадина, занятая долинами рек Кола, Нивы и озером Имандра. На севере западной части высокое плато (около 250 м) круто обрывается в сторону Баренцева моря, образуя скалистые берега высотой до 100 м, изрезанные заливами- фьордами. К юго-западу от Мурманского прибрежного плоскогорья лежит широкая Туломо-Нотозерская впадина с бассейнами рек Лотты, Туломы и Нотозера (ныне- Верхнетуломское водохранилище), в которое впадает крупная река Нота. Южнее Туломо-Нотозерской впадины- Центральный горный район, расположенный между государственной границей и Ловозером. Долины рек и озера расчленяют этот хребет на отдельные массивы- тундры. Крутые стены, огромные цирки, снежники, лежащие круглый год в лощинах и трещинах, придают этим невысоким горам грандиозный вид. Здесь выделяются своей высотой Рослим, Туадаш, Сальные, Монче, Чуна, Волчьи, Хибинские и Ловозерские тундры. В равнинных районах встречается много холмов, покрытых лесом, или варак, как их здесь называют. Тектонические силы, образовавшие горы, оставили провалы и разломы земной поверхности и за пределами гор. Именно в этом районе расположены крупнейшие озера- Имандра и Умбозеро.
    Хибинские тундры (с сайта http://www.krsc.ru/khibiny/) - компактный горный массив (50*50 км ), образованный старыми разрушенными горами с абсолютными высотами до 1100-1200 м. Долинами рек Кунийок и Вудъяврйок, сообщающимися через перевал Кукисвумчорр, массив делится на восточную и западную части. Восточная часть по своей форме напоминает подкову, открытую к востоку. В ее южной части расположены знаменитые апатито-нефелиновые месторождения Расвумчорр, Юкспор, Коашва. Западная часть Хибин также имеет дугообразную форму, в ее центральной части находятся наиболее высокие плато Юдычвумчорр и Часначорр. Как и всякий горно-таежный район, Хибины характеризуются препятствиями, обычными для горных путешествий (разнокалиберные осыпи, разрушенные скалы, снег, фирн), а также чисто пешеходными (таежный лес и подлесок, болота, переправы).
     Перевалы Хибин можно разделить на два типа. Первый - тектонические трещины и разломы, с зачастую высокими отвесными стенами. Перевалы второго типа имеют широкие седловины, пологие очертания склонов, они образовались благодаря работе ледников. Снежный покров непостоянен - если в июле до четверти маршрута может проходить по снегу, то ко второй половине августа он, как правило, сохраняется только в самых труднодоступных для солнца местах. В конце августа местами встречается открытый лед. Массив с запада и востока ограничен соответственно озером Имандра и Умбозером. Все реки и ручьи Хибин принадлежат бассейнам этих озер. Питание рек грунтовое, отчасти снеговое. Суточный расход воды примерно постоянен. Практически везде вода пригодна для питья в сыром виде. Большие температурные различия Баренцева моря и материка обусловливают значительную изменчивость температуры при смене ветра. Средняя температура самого теплого месяца (июль) колеблется от 10 до 14 С. Первые заморозки в воздухе возможны уже в августе, последние - в конце мая. Ветер в основном носит муссонный характер. В летний период преобладают восточные и юго-восточные ветры. Годовое количество осадков довольно велико - оно достигает 1000 мм. Группам, путешествующим по Хибинам, нужно быть готовым к резкой смене погодных условий - от жары до шквального ветра со снегом. При разработке графика движения необходимо учитывать специфику "полярного дня". В июне и июле световое время длится круглосуточно, к середине августа в ночное время ночи становятся серыми, затем постепенно появляется несколько темных часов, и к концу августа день становится практически таким же, как и в средней полосе (график соотношений День-Ночь по месяцам). Леса в основном состоят из ели и березы. Для растительности Хибин характерна вертикальная поясность. Ниже 350-400м располагается зона леса (карельская тайга), до 700 м - зона березового криволесья и кустарниково-лишайниковой растительности. Выше расположена зона арктической пустыни, имеющая бедный состав мохово-лишайниковых растений. Подъезды к Хибинам достаточно удобны. Вдоль западного края Хибин проходит железная дорога Санкт-Петербург - Мурманск. У подножия гор расположены ее станции Хибины, Нефелиновые Пески, Имандра. Крупная станция Апатиты связана железнодорожной веткой (поезда не ходят в Кировск) и автобусным сообщением с г. Кировском, курсируют электропоезда Апатиты-Оленегорск и Апатиты-Кандалакша. Кроме того, автобусом можно добраться в пос.Кукисвумчорр (25-км) и Коашва (45-км). Август - наиболее благоприятный месяц для сбора грибов и ягод. Грибной сезон начинается в конце июля и продолжается до сентября. В зависимости от погоды к началу-середине августа вызревает черника и голубика, чуть позже ее - брусника и морошка.
Также рекомендуем почитать:

Основные природные, исторические и культурные достопримечательности региона.


     Прошлогодние впечатления Феди Могилевского: Несмотря на небольшие размеры и скромный возраст города Кировска (в девичестве Хибиногорска) посмотреть есть на что. Дня мало. Во-первых, конечно, Ботанический сад. На склоне горы Вудъявчорр располагается до недавнего времени самый северный в мире горно-альпийский ботанический сад. Зимой открыты для посещения только оранжерея и музей.   В оранжерее Летом можно еще походить по опытным участкам, где выращивают огромное количество самых различных растений, пытаясь приспособить их к суровому северному климату. У них тут даже кактусы с пальмами растут. Правда, это в оранжерее, а не в открытом грунте. Очень приятно, что дела здесь идут нормально. В отличие от Москвы, где небольшой тридцатиградусный мороз вызывает панику, здесь спокойно переносят -40 град. Во-вторых, стоит отметить недавно открытый краеведческий музей имени Кирова, расположенный недалеко от одноименного рудника. Вся история освоения Хибин плюс небольшая экспозиция о животном мире и геологии. Еще в Кировске есть минералогический музей.
    Кировск строился не как единый город, а как несколько жилых кварталов вокруг рудников, поэтому перемещаться между ними быстрее на автобусе, которые, стоит отметить, ходят довольно часто. Город по своей архитектуре похож на Мурманск. Такие же разноцветные дома-коробки, лишь иногда встречаются небольшие изыски в виде колонн. На улицах очень чисто, хотя, снега много. Никакого песка или соли, просто, хорошо убранные улицы. А вот книжные магазины разочаровали. Зато здесь есть интернет-кафе.

Примечание

Категории сложности перевалов и вершин в этом отчете взяты из наиболее широко используемых источников. Если где-то Вы встретите другие цифры (я, например, в одном отчете встретил пер. Юкспоррлак с к.с. 1А, где-то попадался пер. Ю. Чорргор с к.с. 1А), то не удивляйтесь. Тот список перевалов, которым пользуется, допустим, Московская городская станция юных туристов и клуб СПб Университета довольно любопытно различается. Даже в названиях одних и тех же перевалов. Высоты приведены, где это возможно, по карте 500 м.
Перейти к техническому отчету     Перейти к выводам и рекомендациям     Перейти к приложениям     Вернуться в оглавление

Copyright © Горный турклуб МГУ